Главная
Регистрация
Вход
Понедельник
20.05.2024
07:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Химия 313

Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [1]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 Каталог статей 
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 1
Показано материалов: 1-1

.

Формирование  универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность.

       Новые социальные запросы нашего общества обусловили возрождение интереса к идеям развивающего обучения, в центре которого лежит познавательное и личностное развитие ребёнка.

В основе Федерального государственного стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход к обучению, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность. ФГОС предусматривает построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Он ориентирован  на становление выпускника школы, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценность науки, труда и творчества, владеющего основами научных методов познания окружающего мира, мотивированного на творчество и современную инновационную деятельность. Ученик  должен быть способен осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность, осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для самого человека и других людей.     Не   каждый человек способен реализовывать свои способности. Очень многое зависит   от школы и  семьи.

         Задача школы – поддержать учащегося и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.  Одним из способов является организация исследовательской деятельности.

             В настоящее время сформировались различные подходы к определению видов исследовательской деятельности, к которым относят поисковую, экспериментальную, междисциплинарную, проектную, техническую, творческую деятельность и другие, осуществляемые как на уроках, так и во внеурочное время.

 Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования их личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения новых знаний и умений, значимых для них на данном этапе развития.

        Исследовательская деятельность учащихся обусловлена, прежде всего, познавательными мотивами и направлена на решение познавательных проблем, создание качественно новых ценностей, важных для формирования таких качеств личности, как самостоятельность, творческая активность и индивидуальность.

Не всех учащихся устраивает роль пассивного слушателя на уроке. Ребят привлекают нестандартные формы изучения материала, при использовании которых проявляется их активность, гибкость мышления, самостоятельность, способность к творчеству. Главное отличие таких учащихся –   творческое мышление, умение видеть проблему, анализировать сложившуюся ситуацию, применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях.

Организация исследовательской деятельности   позволяет выявлять наиболее одаренных учащихся, помочь им самореализоваться.

 Исследовательская работа не ограничена временными рамками, поэтому организовать ее   можно во внеурочное время. Эта работа требует детальной проработки научной литературы, изучение методик исследования.  Собранный в ходе исследования материал анализируется, систематизируется и оформляется отчёт.

  В нашей школе создан кружок «Юный исследователь». Его посещают учащиеся 7-11 классов.

         Перед началом учебного года продумываю, какие темы работ предложить ребятам. Я всегда помню: тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. На первом заседании определяем круг интересов каждого ребенка. Некоторые учащиеся приходят с готовыми темами, а другим нужно помочь с выбором.     Каждому ребенку предлагаю несколько тем исследовательских работ. Отдаю предпочтение изучению объектов и явлений нашего района.         Экологическая направленность работ   дает возможность межпредметной интеграции.  Химия тесно связана с биологией, физикой, географией, математикой. Знания по этим предметам помогают учащимся при проведении исследовательских работ.   Таким образом,  осуществляется комплексный подход к исследованию. Проводя исследование на тему «Их беда - наша вина» использовали интеграцию географии (описание населенного пункта), биологии (описание биологических особенностей животных), математики (расчеты), информатики (оформление результатов).  Учащихся 7-8 классов проводили исследования по темам: «Сменная обувь: за и против», «Их беда- наша вина», «Мониторинг токсичности снега» и др.

Учащиеся 9-11 классов выполняют более глубокие исследования. Часть исследований проводим на базе Санэпиднадзора, ЦРБ.   При работе над темой «Фитонциды-природные антибиотики» производили посевы микроорганизмов на питательную среду и анализ выросших колоний» в лаборатории под контролем специалистов Санэпиднадзора, для определение цианидов в природном сырье» реактив бензидин  был взят в ЦРБ.

«Природные биостимуляторы», «Определение салициловой кислоты в лекарственных растениях», «Индикаторы из природного сырья», «Исследование загрязнения озера Имшитык методом биотестирования» - это темы некоторых работ, выполненных ребятами.

 Учащиеся учатся работать с научной литературой, изучают методики исследования, оформляют отчеты и презентации.   Учатся   публично представлять результаты своей работы, а также выступать в роли оппонентов.

Работы учащихся ежегодно представляются на научно-практических конференциях различных уровней, неоднократно получали дипломы.

         Одним из способов формирования навыков учебной исследовательской деятельности является экскурсия. Места экскурсий различны: клиническая лаборатория ЦРБ, МРСК «Сибирь». В ЦРБ ребята познакомились с деятельностью лаборантов, поработали   на аппаратах, почти всем определили группу крови, некоторым сделали полный анализ крови. В МРСК «Сибирь» нам показали правила оказания первой помощи на тренажёре - манекене Максим.

Можно утверждать - исследовательская деятельность именно та организация учебной работы, которая способствует формированию универсальных учебных действий.

Организация исследовательской деятельности   способствует формировании целостного мировоззрения учащихся и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а самое главное, повышает   самооценку ребёнка среди    сверстников.

Мои статьи | Просмотров: 159 | Добавил: vera | Дата: 09.04.2016 | Комментарии (0)


Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
uCoz